Вы просматриваете: Главная > Здоровье > Суд Испании наказал капитана танкера «Престиж» за разлив нефти

Суд Испании наказал капитана танкера «Престиж» за разлив нефти

26 января Верховный суд Испании признал Апостолоса Мангоураса, капитана танкера «Престиж», виновным в совершении преступления по неосторожности, в результате которого был нанесен значительный ущерб окружающей среде, и приговорил его к двум годам тюремного заключения.

В 2002 году судно попало в сильный шторм неподалеку от берегов Пиренейского полуострова, после шести дней вынужденного дрейфа из-за поломки двигателя разломилось на две части и затонуло. По некоторым оценкам, в море попали до 63 тысяч тонн нефтепродуктов, часть которых достигла берегов Испании и Франции и загрязнила тысячи километров пляжей. Этот разлив нефти был признан самым масштабным экологическим бедствием в истории Испании.

Точка, которую суд поставил в истории «Престижа», вовсе не означает, что сегодня мир застрахован от подобных катастроф. Эта проблема стоит особенно остро для нашей страны, где по-прежнему используются однокорпусные танкеры, от которых в Европе отказались именно после гибели «Престижа». Особенно опасны подобные аварии в Арктике, где их последствия нанесут непоправимый урон хрупкой экосистеме.

Частично решить проблему и снизить риски аварий с танкерными перевозками мог бы абсолютный запрет на использование однокорпусных танкеров. Например, танкер «Надежда», с которым недавно случилась авария у берега Сахалина, был однокорпусным.

Несмотря на значительный ущерб, крушение «Престижа» — далеко не самая крупная катастрофа с участием танкеров.  Давайте вспомним несколько примеров масштабных экологических бедствий такого рода, которые должны стать предупреждением авторам авантюрных нефтяных проектов в Арктике.

SS Atlantic Empress

В 1979 году около острова Тобаго в Карибском море столкнулись два танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain. Atlantic Empress полыхал на протяжении недели, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из него стала выливаться со скоростью десятки тонн в час.

Этот разлив нефти стал самым масштабным в истории судоходства — целых 287 тысяч тонн. Нефть не дошла до берега, однако любой разлив нефти не проходит для окружающей среды бесследно, тем более когда речь идет о таких грандиозных объемах.

Amoco Cadiz и MT Haven

Годом ранее крупная катастрофа произошла у побережья Франции. Танкер Amoco Cadiz был застигнут штормом во время поломки при входе в пролив Ла-Манш. Капитан пришедшего на выручку буксира «Пасифик» потребовал за помощь круглую сумму. Пока моряки торговались, судно все ближе подносило к берегу. В результате спасти его не удалось — из-за шторма дважды оборвался буксировочный трос. Из севшего на камни и разломившегося танкера вылились 223 тысячи тонн нефти. По мнению ученых, экологическое равновесие на пострадавшем побережье Франции не восстановилось до сих пор.

Танкер MT Haven, построенный по одному проекту с Amoco Cadiz, также затонул у французского побережья, но не на севере, а на юге страны. В 1987 году в него попала ракета во время ирано-иракской войны, однако после ремонта судно вновь ввели в эксплуатацию. Авария, которая повлекла взрыв и пожар, произошла в тот момент, когда танкер находился у плавучей платформы Multedo всего в семи милях от Генуи. Несмотря на оперативную реакцию итальянских властей, нефть из затонувшего судна загрязняла побережье Генуи и Южной Франции еще на протяжении 12 лет.

Exxon Valdez

По объему пролившейся нефти катастрофа с Exxon Valdez — далеко не самая масштабная, однако до аварии в Мексиканском заливе ее считали самой разрушительной для природы катастрофой, которая когда-либо происходила на море. Судно налетело на риф у берегов Аляски. Из-за труднодоступности района аварии спасатели не могли быстро и эффективно отреагировать на нее.

По некоторым оценкам, объем разлива превысил 40 тысяч тонн нефти. Из-за загрязнения пострадало более двух тысяч километров побережья, около 250 тысяч морских птиц, 300 тюленей, 22 касатки, крупные популяции лосося и сельди.

А что в России?

В нашей стране пока не было столь крупных катастроф с танкерами. Но это не значит, что всё гладко. К примеру, шторм в Керченском проливе в 2007 году привел к повреждению сразу двух танкеров и гибели еще нескольких судов. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» в море вылилось более двух тысяч тонн мазута, а на затонувших сухогрузах находилось около семи тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб от этих аварий в 6,5 миллиардов рублей.

В сентябре 2013 года попал в аварию груженый танкер «Нордвик», который получил пробоину в ледовых условиях Карского моря. К счастью, обошлось без утечек, но операция спасения заняла несколько дней, что показало неготовность аварийных служб оперативно реагировать на такие аварии.

В конце прошлого года танкер «Надежда», на борту которого находилось 786 тонн топлива, сел на мель в акватории сахалинского порта Невельска. После аварии нефтяной разлив достиг берега. По оценкам Гринпис, загрязнено около 11 километров береговой линии.

В результате аварии погибли сотни морских птиц. Из 79 бакланов, чаек, чистиков и уток, попавших в мазут, волонтерам удалось спасти только пять, а по-настоящему спасенными можно считать лишь двоих, недавно выпущенных на волю. Еще 72 птицы погибли сразу. Разлив нефти затронул и расположенную в границах Невельска лежку редких морских зверей сивучей.

Обсуждение закрыто.