Вы просматриваете: Главная > Здоровье > «Жители Нумто в беде»: учёные о новом варианте зонирования

«Жители Нумто в беде»: учёные о новом варианте зонирования

21 июня рабочая группа рассмотрела новый вариант зонирования природного парка «Нумто». Этот вариант был назван «компромиссным», но в основном он учитывает интересы компании «Сургутнефтегаз», которая стремится добывать нефть на водно-болотных угодьях природного парка. Гринпис России считает его таким же недопустимым, как представленный ранее.

Серьёзные претензии к новому варианту зонирования есть не только у Гринпис, но и у ряда российских учёных, которые не смогли остаться равнодушными. Мы решили опубликовать их замечания без сокращений.

ПОМОГИТЕ СОХРАНИТЬ НУМТО

Увеличить

Дмитрий Московченко, заведующий сектором геоэкологии института проблем освоения Севера СО РАН

Разработчики постарались учесть различные точки зрения, в том числе и природоохранную точку зрения дирекции парка, научных сотрудников и общественности, которая обеспокоена перспективами утраты части природно-ресурсного потенциала парка «Нумто».

В новом варианте зонирования удалось частично отстоять зону заказного режима. Та территория, на которую претендовал «Сургутнефтегаз», поделена примерно пополам. Половина отдана в разработку, вторая осталась природоохранной зоной.

Тем не менее сохраняется риск экологической деградации на том участке, который планируется отдать в разработку. По разным причинам. Во-первых, там проходят пути сезонной миграции птиц с юга на север. Вторая опасность состоит в том, что эта территория сложена многолетнемёрзлыми породами. В условиях промышленного воздействия и глобальных климатических изменений есть риск деградации многолетнемёрзлых пород из-за изменения термического режима грунтов, обводнения и других неблагоприятных экзогенных процессов.

Конечно, жаль, что нам не удалось полностью отстоять зону заказного режима. Но по крайней мере, половину удалось оставить в том же статусе, в котором она была. Мне кажется, что наша борьба за сохранение парка «Нумто» была ненапрасной. Я надеюсь, что к нашему мнению по оценке экологических рисков будут постоянно прислушиваться, в том числе и администрация Белоярского района, и «Сургутнефтегаз». 

По моему мнению, проект в таком виде, как он представлен, требует доработки. В нём не обозначены чётко режимы каждой из зон. В заповедной зоне допускается природопользование (выпас оленей, охота). Может быть, есть смысл дать ей другое наименование.

Есть много противоречий в обосновании режимов охраны. Названия зон нелогичны, противоречивы. К примеру, выделена отдельная «природоохранная зона». Но разве заповедная зона не является природоохранной? На заседании рабочей группы было много выступлений членов экспертного совета, которые указывали на различные недоработки и неточности формулировок.

Увеличить

Татьяна Меркушина, специалист по особо охраняемым природным территориям

Положительный момент в предложенном варианте зонирования — увеличение площади зон, где запрещено промышленное освоение. В них включены многие действительно ценные участки.

Однако если сравнить зонирование, которое существует сегодня, и которое предлагается, то напрашивается вывод, что альтернативное зонирование не отвечает нормам Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Лесного кодекса, Земельного кодекса, а также целям и задачам создания природного парка «Нумто».

Заповедные зоны, расположенные в южной части парка, и природоохранная зона не могут быть сохранены, если границы функциональных зон не учитывают принцип целостности природных комплексов и бассейновый подход к выделению их границ. В альтернативном варианте зонирования эти зоны разорваны коридорами хозяйственной деятельности, связанной с разработкой месторождений нефти.

В альтернативном варианте зонирования не учтено, что природоохранная зона относится к зоне со слабой устойчивостью к техногенным воздействиям и будет подвержена экологическому риску.

Первостепенная задача заповедных зон южной части территории парка — сохранение истоков рек, которые являются основным источником питьевой воды для местных жителей и местом произрастания и обитания краснокнижных видов животных и растений.

Согласно Лесному кодексу леса на территории природного парка относятся к защитным лесам. В защитных лесах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.

Земельный кодекс и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» также запрещают разработку месторождений полезных ископаемых на территории природного парка если это не отвечает целям и задачам парка.

Увеличить

Ольга Мурашко, этнолог, НИИ и Музей антропологии МГУ

К сожалению, новый вариант эколого-экономического обоснования внесения изменений в зонирование природного парка «Нумто» не учёл предложения коренного и местного населения, прозвучавшие на общественных слушаниях 25 февраля 2016 года в Белоярском.

В южной части парка Нумто сосредоточены зоны парка, наиболее ценные для сохранения биоразнообразия, историко-культурного наследия и традиционного природопользования. Рассечение этой целостной территории шестикилометровым коридором, предназначенным для промышленного освоения, не может не нанести ей значительный ущерб.

Фактически коренному населению вновь предлагается переместить свою традиционную деятельность в северо-западную часть парка. Им придётся уходить на десятки километров от привычных мест, обходить новые скважины и беспокоиться о судьбе священных мест, которые попадают в зону промышленного освоения. Моральные и материальные потери, связанные с освоением новых территорий традиционного природопользования, в предлагаемом обосновании не оцениваются.

О каком учёте традиционных знаний, мнения и интересов коренного и местного населения можно говорить в этом случае? Ясно, что добывающая компания в очередной раз упорно продавливает свои коммерческие интересы!

В связи с этим вспоминается недавняя публикация в «Новой газете», «Боги болот никого не отпустят», где на вопрос «думали ли отказаться от этого лицензионного соглашения?» начальница управления экологической безопасности и природопользования «Сургутнефтегаза» Л.А. Малышкина твёрдо ответила: «Нет, от лицензионного соглашения не отказывается никто. Найдено месторождение, вложены деньги, инфраструктура есть, вовсю ведётся добыча». Вот и вся философия «устойчивого использования природных ресурсов» и громких заявлений компании на тему «Нумто — территория взаимопонимания».

Когда мы обсуждали новый этап наступления на земли парка «Нумто» с Николаем Рочевым, председателем правления Межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас», которому также постоянно приходится отстаивать земли оленеводов коми-ижемцев на их родине, и подписавшему письмо Абориген Форума в защиту Нумто, он сказал: «Жители Нумто в беде. В таких случаях, которые происходят тут у нас и сейчас в Нумто, я вспоминаю слова Эрнеста Хемингуэя. Никогда не нужно спрашивать, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе. И мы, коренные северяне, не должны оставлять своих собратьев один на один с бедой. Потому что такое пренебрежение к мнению и интересам коренного и местного населения со стороны добывающих компаний — наша общая беда. И вопросы сохранения наших мест обитания стали сейчас для многих из нас главными».

Увеличить

 

Заключение группы независимых экспертов по рассмотренному рабочей группой 21 июня 2016 года эколого-экономическому обоснованию внесения изменений в зонирование природного парка «Нумто»

Мы уже выражали наше общее мнение о качестве предложений нового зонирования природного парка «Нумто» в заключении, отправленном на общественные слушания, состоявшиеся 25 февраля 2016 года в Белоярском. К сожалению, в предложенной новой редакции эколого-экономического обоснования по-прежнему отсутствует обоснование допустимости и рациональности создания хозяйственной зоны.

Представленная работа по сути является компиляцией результатов предыдущих работ и исследований. В ней присутствуют обоснования размещения природоохранных зон, которые уже существуют (очевидно, что эти основания были известны и до изыскательских работ авторов), однако предлагаемая новая территория хозяйственной деятельности, то есть основной объект этих эколого-инженерных работ, вообще не имеет какого-либо обоснования.

Очевидно, что новый линейный объект шириной несколько километров, разрезающий существующие природоохранные территории, будет иметь на них серьёзное влияние. Тем не менее авторы не приводят никаких соображений по поводу того, какие виды или охраняемые биоценозы будут повреждены, насколько будут нарушены пути миграции, как может повлиять хозяйственная деятельность на окружающие её природные территории.

Нет в тексте и анализа рисков, таких как вероятность химического, физико-химического, биологического загрязнений, их последствий. Не проведены расчётные работы по оценке динамики биоразнообразия в связи с предлагаемыми изменениями, влияние этой динамики на устойчивость охраняемых парком биоценозов. Нет оценки нарушений комплексов трофных и ремизных угодий для основных охраняемых видов.

При этом нельзя утверждать, что какое-либо образование хозяйственной территории в принципе не может быть спроектировано, однако по сути эколого-инженерные работы по этому проектированию не были проведены на должном уровне. Работа в текущем состоянии производит впечатление сборника известных фактов, некого картографического отражения пожеланий хозяйствующего субъекта, и неких, довольно наивных, предложений по балансировке проекта с учётом прочих, не хозяйственных, интересов.

Авторы данного заключения хотят подчеркнуть, что речь идёт не о том, что изменение зонирования парка невозможно в принципе, так как такое утверждение также требует доказательства. Однако любые предлагаемые изменения зонирования должны быть строго обоснованы с точки зрения инженерной и системной экологии и опираться на оригинальные проектные работы, которые могут быть подвергнуты содержательному критическому анализу.

В нынешнем обосновании нет возможности оппонировать или проверять корректность проведённых изысканий, так как они, по сути, не выполнены или не внесены в текст. Социо-эколого-экономическое обоснование новых предложений по изменению зонирования парка «Нумто» в тексте отсутствует.

Авторы заключения с сожалением констатируют, что предыдущие замечания научной общественности не были учтены в новом обосновании проекта.

Н.А. Кренке, докт. ист. наук, Институт археологии РАН

А.А. Тишков, докт. геогр. наук, Институт географии РАН

Ю.Г. Пузаченко, докт. биол. наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН

А.Н. Кренке, канд. геогр. наук, Институт географии РАН

Р.В. Суляндзига, канд. социол. наук, эксперт Союза общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Н.В. Вронский, канд. биол. наук, эксперт Союза общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

П.В. Суляндзига, канд. экон. наук, председатель Международного фонда развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Батани»

О.А. Мурашко, этнолог, НИИ и Музей антропологии МГУ

ПОМОГИТЕ СОХРАНИТЬ НУМТО

Обсуждение закрыто.