Вы просматриваете: Главная > Здоровье > В Диксоне — быть

В Диксоне — быть

Увeличить

Увeличить

Нo нe успeли винты нeбoльшoгo сaмoлётa Aн-26 oстaнoвиться, кaк нaчaльник пoгрaничнoгo пoстa прoвёл для нaс индивидуaльный «дoпoлнитeльный инструктaж». Рeгулярный рeйс из Нoрильскa — рaз в нeдeлю пo срeдaм (eсли «eсть пoгoдa»). Нaчaльник трaнспoртнoй пoлиции рaсскaзaл o труднoстяx, кoтoрыe мoгут вoзникнуть при пoискe жилья: «Этo сaмaя бoльшaя прoблeмa, нeт мeст вooбщe. При сeбe у нaс былo рaзрeшeниe Фeдeрaльнoй пoгрaничнoй службы РФ o нaxoждeнии в пoсёлкe Диксoн. Нa кaртe Диксoну oдинoкo, дo ближaйшeгo крупнoгo гoрoдa — сoтни килoмeтрoв aрктичeскoй тундры, из иллюминaтoрa бoльшe пoxoжeй нa пустыню. Гoстиницa eсть, нeoфициaльнaя. Ну кaк гoстиницa, тaм чeтырe нoмeрa, и oни зaняты». Исxoдя из этoгo, пoяснил oн, «зa прeдeлaми пoсёлкa нaшe пeрeмeщeниe кaтeгoричeски зaпрeщeнo».

Мы, кислыe, сидeли нa бeрeгу Кaрскoгo мoря и шутили, кaк жe жaль, чтo среди нас нет человека, который смог бы сколотить плот. Мы пытались попасть на катер, искали частника с лодкой или «своего» человека, который найдёт нам частника с лодкой. Тут-то мы и осознали, что рано обрадовались. Но все варианты вели в тупик: катер, оказывается, занимается исключительно перевозками для аэропорта, хотя мы точно знали, что местные ездят на нём свободно; у Васи сломался мотор, у Пети нет бензина, Ваня заболел. К сожалению, в Диксоне не было кафе, ресторана или хотя бы столовой, чтобы отпраздновать нашу победу, поэтому мы погрызли сушек у себя в комнате и занялись поиском транспорта.

Будто прочитав мои мысли, коллега Оганес попытался подбодрить: «Всё, что плохо начинается — обычно очень хорошо заканчивается». «Хорошо, что я взяла, арктический спальник», — подумала я.

Увеличить

Увеличить

Увеличить
Увеличить

Увеличить
Все пассажиры рейса уже ждали нас в автобусе, который от трапа самолёта прямиком поехал на причал. Мы угрюмо смотрели в окно, и тот небольшой участок заброшенного посёлка, который удалось увидеть, произвёл на нас неизгладимое впечатление. Последние жители перебрались на материковую часть посёлка в 2009 году. На сегодняшний день аэропорт и гидрометеостанция — единственные действующие здания на острове. Мы решили во что бы то ни стало сюда вернуться.

На следующее утро мы с Оганесом сели на катер, который обслуживает только аэропорт, и отправились на заветный остров. Непонятно, почему нам так долго не давали попасть на остров, где нас ждали примерно те же постапокалиптические виды, к которым я уже привыкла за неделю в материковой части Диксона. За несколько часов с проводником, мы увидели всё, что ожидали: бочки в изобилии, горы ржавых железок, заброшенные дома и технику.

Увеличить

Увеличить
В начале сентября экспедиция Гринпис России побывала в Диксоне, самом северном населённом пункте нашей страны. Своими впечатлениями от поездки делится наш фотограф Лиза Удилова.
Оганес справедливо предположил, что, если на карте, выданной нам пограничниками, есть пометка «материковая часть», значит где-то есть карта с пометкой «островная часть». В Диксоне нет мобильного интернета, поэтому чтобы проверить нашу гипотезу, нам пришлось связаться с офисом Гринпис  России по телефону. Немного отдохнув и подкрепив силы, мы занялись делом и за пару дней обошли весь материковый Диксон. Однако оставалось время и непреодолимое желание попасть на остров. Найденных и отснятых свалок строительного мусора в принципе было достаточно для удовлетворения целей нашей поездки. После этого мы отправились на приём к начальнику пограничного поста, и он на удивление легко пошёл нам навстречу, но уточнил, что доставку на остров мы должны будем организовать себе сами.

Увеличить

Я подумала, как это должно быть тяжело, покидать места, где провёл самые счастливые детские годы. Из окон классов и лестничных проёмов виднелось море. В конце экскурсии мы зашли в заброшенную школу. Индустриальное освоение Арктики дорого обошлось не только природе, но и людям. Покидая остров, ученики мелками написали на досках прощальные послания.
В эту среду все шло своим чередом — мы сели на катер и пересекли бухту, которую в конце XIX века промеряла шведская полярная экспедиция под руководством Адольфа Эрика Норденшёльда. Летом, пока вода ещё не замёрзла, между островом и материком курсирует катер — возит сотрудников аэропорта на работу, а по средам перевозит пассажиров рейса. Этой экспедиции покровительствовал шведский барон Оскар Диксон, энтузиаст исследований Арктики, в честь которого и названо поселение.

Является самым северным населённым пунктом России». Ну что ж, любое место с приставкой «самый» заслуживает посещения. «Диксон — посёлок городского типа на севере Красноярского края России, в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Когда мне предложили поехать в Диксон, я согласилась, не раздумывая, чтобы удивлением не выдать неведения. Название какое-то не русское, подумала я, а это точно в России? Заглянула тайком в «Википедию».
Мы решили добраться до здания администрации, чтобы пообщаться с главой. Полные надежд, мы потащили свои сумки на колесиках по ухабам местных дорог. В хорошую погоду на них отдыхают флегматичные псы. На берегу мы ещё раз пересеклись с начальником пограничного поста, он выдал нам распечатанную на листе А4 карту посёлка Диксон (с припиской «материковая часть»), чтобы мы имели представление о его границах. Вдоль и поперёк тянутся теплотрассы (под землю их не закопаешь — вечная мерзлота), уложенные в покосившиеся деревянные короба. По предварительным договорённостям он обещал всячески нам содействовать. Здесь нет асфальта, поэтому дороги укладывают золошлаковыми отходами работы местной ТЭЦ, из-за этого их цвет — депрессивно чёрный.

Увеличить

Увеличить

На следующий день они снова встретились, и по какому-то странному стечению обстоятельств дверца вдруг открылась совсем без усилий с нашей стороны. У нас в руках больше не было козырей, но недоступный остров манил с утроенной силой. Тогда Оганес решил просто поговорить с начальником транспортной полиции, который, как казалось, может повлиять на ситуацию и непредвзято смотрит на наши действия. Переговоры, содержание которых мне неизвестно, неожиданно завершилась обещанием «посмотреть, что можно сделать».

Но нести ответственности за эти отходы современные компании не хотят. Мы поехали в Диксон, чтобы сфотографировать накопленное загрязнение, которое появилось в Арктике из-за индустриального освоения. Груды хлама показывают, как промышленники на самом деле относятся к природе российского Севера. В распоряжении компаний, работающих сейчас в регионе, оказалась готовая инфраструктура, при создании которой их предшественники накопили очень много промышленного мусора. Они продолжают загрязнять и уничтожать тундру по сей день.

Визит к главе администрации обернулся неудачей: он сообщил, что не сможет нас принять в этот день. Я до сих пор не могу забыть чувство благодарности, которое приходит на смену отчаянию, когда встречаешь человеческое отношение. Он отнёсся к нам не как к безликим гринписовцам, которых теперь везде принято сторониться, а как к людям, которые нуждаются ночлеге. Хоть и не сразу, но ему удалось найти нам «вписку». Живое участие в нашей судьбе проявил сотрудник администрации по имени Роберт. В конце концов, помощь пришла, как это часто бывает, от тех, от кого не ожидаешь. Я размышляла о том, смогу ли ночевать целую неделю на улице, а Оганес постоянно куда-то звонил. Мы расположились на чемоданах в холле и приуныли.

Большая часть домов заколочена, сейчас в посёлке проживает от силы 500 человек, тогда как в лучшие времена население достигало нескольких тысяч. Однажды мы спросили у прохожего, где в посёлке контейнеры для мусора, и нам порекомендовали подкинуть мешок в заброшенный дом. Видимо, так и правда безопаснее для здоровья жителей, чем складировать отходы на полигоне, который расположен всего в 400 метрах от питьевого водоёма.

Увеличить

Увеличить

Обсуждение закрыто.