Вы просматриваете: Главная > Интересное > Через 32 года после Чернобыля: готовимся к Чернобылю во льдах

Через 32 года после Чернобыля: готовимся к Чернобылю во льдах

Тридцaть двa гoдa нaзaд «мирный aтoм» зaгрязнил oгрoмныe тeрритoрии в Eврoпe. O Чeрнoбылe рaсскaзывaют сoтни стaтeй, фильмoв, книг.

Из-зa aвaрии нa Чeрнoбыльскoй AЭС люди были вынуждeны пoкинуть свoи дoмa

Мнoгиe пoмнят, кaк в Нидeрлaндax и Гeрмaнии в тeчeниe нeскoлькиx мeсяцeв уничтoжaли зeлeнь и oвoщи, кaк пришлoсь oткaзaться oт мoлoкa всex кoрoв пo всeй Eврoпe, кaк нa прoтяжeнии пoслeдующиx двуx дeсятилeтий oгрoмнoe числo oлeнeй в Лaплaндии, oвeц в Oзёрнoм крae в Aнглии и дикиx кaбaнoв в нeмeцкoм Швaрцвaльдe пришлoсь уничтoжить из-зa слишкoм высокого уровня радиации в тех местах.

В странах, на которые пришёлся основной удар — Беларуси, Украине, России, — сотни квадратных километров по-прежнему загрязнены настолько сильно, что люди не могут вернуться в свои дома, а для нескольких миллионов человек, живущих вокруг поражённой зоны, радиация — это повседневность и ежедневный риск.

На самой Чернобыльской АЭС только в прошлом году международное сообщество смогло добиться установки достаточно надёжного укрытия для взорвавшегося реактора. Теперь можно начинать расчистку, если, конечно, для этого смогут разработать технологию.

Авария на АЭС Фукусима в марте 2011 года

Семь лет назад катастрофа в Фукусиме показала, что риск аварии никуда не ушёл, он есть везде, где есть атомная энергетика, и будет существовать до тех пор, пока эта энергетика существует. Главный урок этой катастрофы, о которой столько написано, в том числе атомщиками, — «думай о том, что кажется немыслимым».

Плавучая атомная станция? Вы серьёзно?

Росатом, этот российский ядерный Молох, планирует в ближайшие недели отбуксировать первую в мире плавучую АЭС «Академик Ломоносов» из Петербурга в Мурманск: через Балтийское море, вокруг Скандинавии. Там реактор заправят ядерным топливом и испытают всего в нескольких километрах от 300-тысячного Мурманска.

Поначалу Росатом планировал загрузить топливо и испытать АЭС прямо на «Балтийском заводе», в самом центре Петербурга, в двух километрах от Исаакиевского собора.

Ну а что может случиться?

По поводу эксплуатации плавучей АЭС засомневался Ростехнадзор. Но у него как главного регулирующего органа пока нет полного доступа для инспекции плавучей станции или полномочий, чтобы что-то критиковать. Пока «Академик Ломоносов» не пришвартован в Певеке, это вроде и не атомная электростанция, а просто баржа —законодательство, применимое к ядерным объектам, здесь не работает.

Испытания могли пройти в Петербурге, но петиция, которую подписали 12 тысяч человек, критика в Законодательном собрании города и серьёзные опасения балтийских стран по поводу транспортировки двух реакторов, гружённых ядерным топливом, на барже вдоль скалистых норвежских берегов, изменили решение.

Но теперь топливо, как утверждает Росэнергоатом, отправят в Мурманск поездом. Оттуда в следующем году «Академик Ломоносов» с загруженным и после испытаний облучённым, содержащим продукты деления, топливом отбуксируют за пять тысяч километров по Северному морскому пути, частично очистившемуся ото льда из-за изменений климата, в крошечный порт Певек на далёкой Чукотке. Там, при помощи двух реакторов общей мощностью в 70 МВт, он должен будет обеспечить электроэнергией пять тысяч горожан, порт и шахты.

Но это ещё не всё. «Академик Ломоносов» должен стать первым из флота плавучих АЭС, которые будут размещены в российской Арктике. Недавно Росатом получил мандат на управление всей инфраструктурой вдоль Северного морского пути, чтобы подготовить почву для крупномасштабной эксплуатации ресурсов российской части Арктики: нефти, газа и угля. Да-да, плавучие атомные электростанции должны давать энергию, чтобы добывать ещё больше разрушающего климат ископаемого топлива.

Плавучая АЭС в Петербурге

Появление плавучей АЭС вызвано не реальными потребностями Чукотки. Практически не скрывается, что Чукотка выбрана только как выставочный экземпляр для потенциальных зарубежных заказчиков. Признаётся, что Чукотка имеет значительный потенциал использования энергии ветра.

Ну и что же может пойти не так? Разве можно не доверять инженерам Росатома? А их фантазия поистине безгранична: инженеры Росатома уже в 1995 году предложили Международному агентству по атомной энергии разработать плавучие атомные станции для производства электроэнергии и опреснения воды в других частях мира. Например, на далёких островах Индонезии или Филиппин. Китай тоже намерен использовать их на отдалённых островах.

Здесь тоже что-то может пойти не так? Цунами? Разве какие-нибудь корабли выбрасывало на берег в южноазиатском цунами в 2004 году или в Японии в 2011 году? Весь мир помнит эти ужасающие фотографии. Даже всемирно печально известный «Титаник» разрушился из-за столкновения с айсбергом.

Если не остановить это безудержное развитие, следующий Чернобыль может произойти во льдах или среди прибрежных скал.

Первой в мире атомной электростанцией на судне принято называть США Sturgis или MH-1A, но это не совсем корректно, потому что она не разрабатывалась специально для этой цели. Это был старый транспортный корабль типа «Либерти», на который был установили реактор. Нельзя сказать, что этот эксперимент был успешным. Электростанция работала всего семь лет в зоне Панамского канала, затем была законсервирована, повреждёна штормом, поставлена на хранение и в значительной степени забыта в следующие 38 лет. В настоящий момент её демонтируют в Галвестоне (США).

Обсуждение закрыто.