Вы просматриваете: Главная > Здоровье > У Европы осталось 10 лет, чтобы попрощаться с двигателем внутреннего сгорания

У Европы осталось 10 лет, чтобы попрощаться с двигателем внутреннего сгорания

Бoлee 100 стрaн, кoтoрыe ужe рaтифицирoвaли Пaрижскoe сoглaшeниe, пooбeщaли удeржaть рoст глoбaльнoй срeднeй тeмпeрaтуры нaмнoгo нижe 2 °С свeрx дoиндустриaльныx урoвнeй (и пoстaрaться удeржaть eгo нижe 1,5 °С). Рaзницa мeжду 1,5 °С и 2 °С кaжeтся нeбoльшoй, нo в пeрвoм случae урoвeнь мирoвoгo oкeaнa к 2100 гoду пoднимeтся нa 40 см, a вo втoрoм — нa 50 см.

С 2015 гoдa, кoгдa былo пoдписaнo Пaрижскoe сoглaшeниe, учёныe пытaлись нaпoлнить цeль в 1,5 °С прaктичeским смыслoм — выяснить, нaскoлькo быстрo нужнo oткaзaться oт сжигaния угля и нeфти и скoлькo нужнo пoстрoить вeтряныx и сoлнeчныx элeктрoстaнций.

В нoвoм исслeдoвaнии, кoтoрoe для Greenpeace прoвёл Гeрмaнский цeнтр aвиaции и кoсмoнaвтики, учёныe рaзoбрaлись, нaскoлькo быстрo Европе нужно отказаться от продажи новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Автомобильная дилемма

Чтобы сдержать рост температуры на 1.5°C, каждый сектор экономики должен радикально измениться. Это касается компаний, которые производят электричество, строят дома, выращивают пищу. И некоторые отрасли уже взялись за эту проблему всерьёз.

Выбросы парниковых газов в ЕС по секторам экономики. Сверху вниз: производство энергии, потребление энергии, транспорт, промышленное производство, сельское хозяйство, отходы, землепользование и лесное хозяйств. Источник: Еврокомиссия

К примеру, это производство электроэнергии: за последние десять лет в Европе были установлены тысячи ветряков и солнечных панелей. Их стало столько, что доля ветра, солнца и биотоплива в энергобалансе ЕС поднялась с менее чем 10 % в 2010 году до 20 %.

К примеру, это производство электроэнергии: за последние десять лет в Европе были установлены тысячи ветряков и солнечных панелей. Их стало столько, что доля ветра, солнца и биотоплива в энергобалансе ЕС поднялась с менее чем 10 % в 2010 году до 20 %.

К сожалению, с транспортом картина иная. Это единственный крупный сектор, где выбросы парниковых газов за последние годы выросли. Это связано с ростом продаж новых автомобилей и спроса на кроссоверы.

Поскольку автопром не собирается решать проблему изменения климата, правительства некоторых стран пытаются направить его на верный путь. Так происходит в Великобритании и Франции, где обсуждаются планы по запрету продажи новых бензиновых и дизельных машин с 2040 года.

Но глядя на то, как в 2018 году северном полушарии бушуют лесные пожары, поневоле задаёшься вопросом — мы правда должны ждать так долго?

Дэдлайн 2028

Чтобы ответить на этот вопрос, немецкие исследователи начали с того, что, по их мнению, произойдёт с автомобильной промышленностью без новых законов, которые заставят её поменяться. Их прогнозы учитывали тот факт, что продажи дизельных автомобилей уже резко падают из-за опасений общественности по поводу влияния их выбросов на здоровье.

Чтобы ответить на этот вопрос, немецкие исследователи начали с того, что, по их мнению, произойдёт с автомобильной промышленностью без новых законов, которые заставят её поменяться. Их прогнозы учитывали тот факт, что продажи дизельных автомобилей уже резко падают из-за опасений общественности по поводу влияния их выбросов на здоровье.

Затем учёные подсчитали, какое количество выбросов углекислого газа может приходиться на транспортный сектор, чтобы остаться в указанных рамках роста температуры.

Выяснилось, что если не изменить законодательство, электромобили будут замещать машины с двигателем внутреннего сгорания недостаточно быстро, чтобы количество выбросов не вышло за заданные рамки.

Это видно на двух графиках ниже. Верхний показывает, что по оценке исследователей произойдёт, если не предпринимать никаких мер. Нижний — насколько быстрее нужно отказываться от бензиновых, дизельных и гибридных автомобилей, чтобы достичь цели 1,5 °С.

Глядя на нижний график, можно увидеть, что продажи машин с двигателем внутреннего сгорания должны упасть до нуля к 2028 году. У Европы есть всего десять лет, чтобы полностью запретить бензиновые и дизельные автомобили.

Это исследование охватывало только Европу. Ситуацию в Азии и Америках нужно нужно изучать отдельно. Вполне вероятно, что в некоторых странах на этих континентах нужно отказываться от машин с двигателем внутреннего сгорания ещё быстрее.

Сверху — прогноз продаж разных типов новых автомобилей в Европе. Снизу — уровень продаж новых автомобилей в Европе, при котором удастся с вероятностью 66 % ограничить потепление уровнем 1,5 °C.

Норвежская модель

Насколько реалистичны такие перемены к 2028 году? Кажется, что полный отказ от двигателей внутреннего сгорания в такой короткий срок невозможен, ведь к концу 2018 года лишь около 2,35 % новых машин, проданных в Европе, будут электрическими.

Но пример Норвегии показывает, что перемены могут быть стремительными. В этой стране правительство стимулирует рост количества электромобилей с помощью налогов и поставило цель, что к 2025 году продажи новых машин с двигaтелем внутреннего сгорания будут прекращены.

Норвегия — лидер по темпам роста количества электромобилей

Нужно не зацикливаться на автомобилях

Чтобы снизить выбросы от транспорта, недостаточно заменить машины с двигателем внутреннего сгорания на электромобили.

По-настоящему экологичная транспортная система требует строительства велоинфраструктуры, развития общественного транспорта и совместного использования автомобилей. В результате количество автотранспорта на дорогах должно уменьшиться.

Если предпринять эти меры, на производство меньшего количества автомобилей потребуется гораздо меньше сырья, что поможет сберечь природу. Воздух станет чище, потому что уменьшится количество выбросов. И, конечно же, это поможет достичь цели в 1,5 °С и защитить всю планету от изменения климата.

Пресс-секретарь Гринпис России по вопросам энергетики и Арктики. В 2012 году координировал использование информационных технологий при организации Всероссийской уборки «Сделаем!» и на протяжении пяти лет был пресс-секретарем Экологического рязанского альянса. Волонтёром стал на лесных пожарах 2010 года.

Все записи от автора Константин Фомин
E-mail:

Обсуждение закрыто.